ИЛ-2
Самым массовым самолётом Великой Отечественной войны был советский самолёт — штурмовик ИЛ-2, созданный под руководством С. В. Ильюшина. По некоторым оценкам было выпущено более 36 тысяч штук. Фюзеляж его имел характерную форму, за которую лётчики окрестили его «Горбатый». Правильным считаю его название – «Летающий танк» можно его назвать «Самолёт солдат». Так его называли бойцы Красной Армии, видевшие Ил-2 в работе. Ни одна боевая техника мира не удосужилась иметь столько названий, как Ил-2. Фашистские воздушные асы называли его «бетонный самолет или цементированный бомбардировщик», солдаты вермахта отзывались о нём «мясник, мясорубка, железный Густав, Чёрная смерть». В своём донесении генерал – полковник Гудериан (командующий 2й танковой группы) писал «Бронированные штурмовики неприятно воспринимаются немецкими войсками…».
На всех фронтах Великой Отечественной войны, и в войне с Японией Победа добывалась Ил-2. Сложной была история создания и производство этого самолёта, впрочем, как и всей военной техники.
Прототип этого самолёта поднял в воздух лётчик испытатель В. К . Коккинаки 2 октября 1939 года. А 12 сентября 1940 года он же осуществляет первый полёт на новом самолёте. Уже в начале1941 году самолёт был поставлен в серию, на заводе в Воронеже. В ноябре 1941 года завод эвакуировали в Куйбышев, выпуск самолётов был прекращён всего на несколько дней. Также самолёты в военные годы производили в Москве, Ленинграде, Нижнем Тагиле. Боевое крещение самолёты получили в боях на Центральном фронте, затем бои в Подмосковье, где было рассеяно танковое соединение фашистов. Количество и успехи Ил-2 нарастали с каждым днём войны. Советские конструкторы постоянно модернизировали штурмовик. Совершенствовалась тактика его боевого применения. К завершению войны он превратился в грозный штурмовик Ил-10.
Поражаюсь я некоторым взглядам наших людей. Прочитают статью, или где-то услышат о наших недостатках в советское время и давай хаять нашу историю. На одном из форумов прочитал критику самолёта Ил-2. Это был не самолёт, а летающий гроб, по своим техническим данным уступающий другим аналогичным, наши лётчики не умели летать и так далее. На это мне хочется задать один вопрос. Если это так, то как мы ПОБЕДИЛИ?
Да Ил-2 имел недостатки, главный из них отсутствие защиты от истребителей противника. В 41 году Ил-2 был одноместным самолётом и проектировался с условием, что его работу будут прикрывать истребители сопровождения. Война показала, что не всегда сопровождение может оказаться рядом. Кстати, современный фронтовой бомбардировщик не в состоянии вести воздушный бой с истребителями противника, и становится для них мишенью, если нет прикрытия. Вернёмся к Ил-2. Попробуйте представить себе лётчика летящего на самолёте со скоростью более 300км. час на высоте 10 –50 метров над полем боя. Ему необходимо лететь, найти цель, произвести расчеты и поразить неприятеля, уйти от огня наземной ПВО. Есть у него время наблюдать за воздушной обстановкой? Выйдя из штурмовой атаки, лётчик на этом самолете, мог вести воздушный бой.
Бронированный корпус, мощное вооружение (бомбы, пушки, пулемёты, реактивные снаряды), высочайшая живучесть позволяло лётчикам уверенно вести штурмовку наземных позиций фашистов. Довольно частыми были случай, когда весь изрешечённый самолёт восстановлению не подлежал, а экипаж оставался невредимым. Приведу небольшой пример. Командир полка Н. И. Малышев, вернувшись со штурмовки 5 июля 1941 года, насчитал на корпусе самолёта более 200 пробоин. Броня самолёта выдерживала попадание 20мм снарядов.
Постоянно совершенствовалась тактика применения штурмовиков. Советские лётчики проявляли смекалку и действовали мгновенно, в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Фашисты отступают с Украины с боями, с аэродрома Белой Церкви активно работает фашистская авиация. Одинокий разведчик Ил-2 с запада на бреющем полёте прошёл над аэродромом и повернул на восток с набором высоты. ПВО аэродрома сообразить не успела. Но в воздухе неожиданно появляется мессершмит. Что делать? Воздушный бой в таких условиях неравный. Лётчик разворачивает Ил, и начинает заход на аэродром. Фашист атакует классически. Сзади сверху. С дальней дистанции стрелять нельзя, внизу свой аэродром, необходим удар наверняка. Зенитчики стрелять тоже не могут, собьют своего. Мессер атакует, и здесь заговорил 12,7мм пулемёт стрелка Ила. Мессершмит не меняя угла атаки, скорости осуществил свою последнюю «посадку». Наш лётчик, расстреляв пушечный боекомплект по аэродрому, ушёл к своим.
Самолёты обладали простотой его освоения, способны были работать с казалось бы, не приспособленных аэродромов, были просты в обслуживании и подготовке к боевому вылету. Из воспоминаний Героя Советского Союза Г. Гофмана. 9 октября 1943 года Советские войска вышли на берег Керченского пролива. Форсировав пролив, был высажен десант в районе поселка Эльтиген. Не будем говорить о правильности этой операции, наша задача штурмовики. Таманцы закрепились на пятачке. Фашисты перерезали все возможности снабжения десантников. В море торпедные катера, Транспортная авиация не могла точно сбросить груз из-за малого размера пятачка и плотного зенитного огня. На помощь пришли Ил-2. Вместо бомб под крылья подвешивались парашютные мешки с продуктами, медикаментами и боеприпасами. Самолёты на высоте 10 –15 метров долетали до десантников и точечно сбрасывали груз. Однажды шестёрка под командованием капитана В.Опалева, после сброса груза обнаружила более 40 танков готовящихся к атаке на десантников. Штурмовики вернулись на свой аэродром. Всего 8 минут потребовалось для подготовки самолётов к повторному, теперь уже боевому вылету. Естественно готовили самолёты все, кто находился на аэродроме. Лётчики совершили три боевых захода, среди плотной завесы зенитного огня. Уничтожили шесть танков и рассеяли пехоту фашистов, остальные танки убрались восвояси. На обратном пути обнаружили, что самолёт товарища подбит. Мотор работает с перебоями, в правом крыле большая дыра, на стабилизаторе 4 рваные пробоины, сорвана обшивка с руля. Штурмовики стали в строй для прикрытия. Осталось меньше минуты полёта, и двигатель замер. Штурмовик вынужден был приводниться. Сразу поступила команда ведущего — в круг. Обнаружили два буруна от торпедных катеров. Одного захода оказалось достаточным, чтобы оди катер разлетелся на куски, а второй круто развернулся и удрал.
На аэродром пришла телеграмма от десантников «Спасибо лётчикам»
Сейчас можете посмотреть небольшой ролик выпущенный студией Крылья Родины. Приятного просмотра.
Надеюсь, что помощь оказал. Вопросы можете мне задавать по форме «Обратная связь», размещённой на одноимённой странице. Свои мнения оставляйте в комментариях. Все сайты, которые встречаю в комментариях, я посещаю. Приглашайте в гости!
Всегда с уважением и наилучшими пожеланиями Сергей.
Дополнение на правах рекламы. Пройдите по ссылке: