Штурмовик ИЛ-2. Самолёт Победы.

Самый массовый самолёт.

ИЛ-2

Самым массовым самолётом  Великой Отечественной войны был советский самолёт - штурмовик ИЛ-2, созданный под руководством С. В. Ильюшина. По некоторым оценкам  было выпущено более 36 тысяч штук. Фюзеляж его имел характерную форму, за которую лётчики окрестили его «Горбатый». Правильным считаю его название – «Летающий танк» можно его назвать «Самолёт солдат». Так его называли бойцы Красной Армии, видевшие Ил-2 в работе. Ни одна боевая техника мира не удосужилась иметь столько названий, как Ил-2. Фашистские воздушные асы называли его «бетонный самолет или цементированный бомбардировщик», солдаты вермахта отзывались о нём «мясник, мясорубка, железный Густав, Чёрная смерть». В своём донесении генерал – полковник Гудериан (командующий 2й танковой группы) писал «Бронированные штурмовики неприятно воспринимаются немецкими войсками…».

На всех фронтах Великой Отечественной войны, и в войне с Японией Победа добывалась Ил-2. Сложной была история создания и производство этого самолёта, впрочем, как и всей военной техники.

Прототип этого самолёта поднял в воздух лётчик испытатель В. К . Коккинаки 2 октября 1939 года. А 12 сентября 1940 года он же осуществляет первый полёт на новом самолёте. Уже в начале1941 году самолёт был поставлен в серию, на заводе в Воронеже. В ноябре 1941 года завод эвакуировали в Куйбышев, выпуск самолётов был прекращён всего на несколько дней. Также самолёты в военные годы производили в Москве, Ленинграде, Нижнем Тагиле. Боевое крещение самолёты получили в боях на Центральном фронте, затем бои в Подмосковье, где было рассеяно танковое соединение фашистов. Количество и успехи Ил-2 нарастали с каждым днём войны. Советские конструкторы постоянно модернизировали штурмовик. Совершенствовалась тактика его боевого применения. К завершению войны он превратился в грозный штурмовик Ил-10.

Поражаюсь я некоторым взглядам наших людей. Прочитают статью, или где-то услышат о наших недостатках в советское время и давай хаять нашу историю. На одном из форумов прочитал критику самолёта Ил-2. Это был не самолёт, а летающий гроб, по своим техническим данным уступающий другим аналогичным, наши лётчики не умели летать и так далее. На это мне хочется задать один вопрос. Если это так, то как мы ПОБЕДИЛИ?

Да Ил-2 имел недостатки, главный из них отсутствие защиты от истребителей противника. В 41 году Ил-2 был одноместным самолётом и проектировался с условием, что его работу будут прикрывать истребители сопровождения. Война показала, что не всегда сопровождение может оказаться рядом. Кстати, современный фронтовой бомбардировщик не в состоянии вести воздушный бой с истребителями противника, и становится для них мишенью, если нет прикрытия. Вернёмся к Ил-2. Попробуйте представить себе лётчика летящего на самолёте со скоростью более 300км. час на высоте 10 –50 метров над полем боя. Ему необходимо лететь, найти цель, произвести расчеты и поразить неприятеля, уйти от огня наземной ПВО. Есть у него время наблюдать за воздушной обстановкой? Выйдя из штурмовой атаки, лётчик на этом самолете, мог вести воздушный бой.

Бронированный корпус, мощное вооружение (бомбы, пушки, пулемёты, реактивные снаряды), высочайшая живучесть позволяло лётчикам уверенно вести штурмовку наземных позиций фашистов. Довольно частыми были случай, когда весь изрешечённый самолёт восстановлению не подлежал, а экипаж оставался невредимым. Приведу небольшой пример. Командир полка Н. И. Малышев, вернувшись со штурмовки 5 июля 1941 года, насчитал на корпусе самолёта более 200 пробоин. Броня самолёта выдерживала попадание 20мм снарядов.

Постоянно совершенствовалась тактика применения штурмовиков. Советские лётчики проявляли смекалку и действовали мгновенно, в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Фашисты отступают с Украины с боями, с аэродрома Белой Церкви активно работает фашистская авиация. Одинокий разведчик Ил-2 с запада на бреющем полёте прошёл над аэродромом и повернул на восток с набором высоты. ПВО аэродрома сообразить не успела. Но в  воздухе неожиданно появляется мессершмит. Что делать? Воздушный бой в таких условиях неравный. Лётчик разворачивает Ил, и начинает заход на аэродром. Фашист атакует классически. Сзади сверху. С дальней дистанции стрелять нельзя, внизу свой аэродром, необходим удар наверняка. Зенитчики стрелять тоже не могут, собьют своего. Мессер атакует, и здесь заговорил 12,7мм пулемёт стрелка Ила. Мессершмит не меняя угла атаки, скорости осуществил свою последнюю «посадку». Наш лётчик, расстреляв пушечный боекомплект по аэродрому, ушёл к своим.

Самолёты обладали простотой его освоения, способны были работать с казалось бы, не приспособленных аэродромов, были просты в обслуживании и подготовке к боевому вылету. Из воспоминаний Героя Советского Союза Г. Гофмана. 9 октября 1943 года Советские войска вышли на берег Керченского пролива. Форсировав пролив, был высажен десант в районе поселка Эльтиген. Не будем говорить о правильности этой операции, наша задача штурмовики. Таманцы закрепились на пятачке. Фашисты перерезали все возможности снабжения десантников. В море торпедные катера, Транспортная авиация не могла точно сбросить груз из-за малого размера пятачка и плотного зенитного огня. На помощь пришли Ил-2. Вместо бомб под крылья подвешивались парашютные мешки с продуктами, медикаментами и боеприпасами. Самолёты на высоте 10 –15 метров долетали до десантников и точечно сбрасывали груз. Однажды шестёрка под командованием капитана В.Опалева, после сброса груза обнаружила более 40 танков готовящихся к атаке на десантников. Штурмовики вернулись на свой аэродром. Всего 8 минут потребовалось для подготовки самолётов к повторному, теперь уже боевому вылету. Естественно готовили самолёты все, кто находился на аэродроме. Лётчики совершили три боевых захода, среди плотной завесы зенитного огня. Уничтожили шесть танков и рассеяли пехоту фашистов, остальные танки убрались восвояси. На обратном пути обнаружили, что самолёт товарища подбит. Мотор работает с перебоями, в правом крыле большая дыра, на стабилизаторе 4 рваные пробоины, сорвана обшивка с руля. Штурмовики стали в строй для прикрытия. Осталось меньше минуты полёта, и двигатель замер. Штурмовик вынужден был приводниться. Сразу поступила команда ведущего - в круг. Обнаружили два буруна от торпедных катеров. Одного захода оказалось достаточным, чтобы оди катер разлетелся на куски, а второй круто развернулся и удрал.

На аэродром пришла телеграмма от десантников «Спасибо лётчикам»

Сейчас можете посмотреть небольшой ролик выпущенный студией Крылья Родины. Приятного просмотра.

Надеюсь, что помощь оказал. Вопросы можете мне задавать по форме «Обратная связь», размещённой на одноимённой странице.  Свои мнения оставляйте в комментариях. Все сайты, которые встречаю в комментариях, я посещаю. Приглашайте в гости!

Всегда с уважением и наилучшими пожеланиями Сергей.

Дополнение на правах рекламы. Пройдите по ссылке: http://bitovik.jackson2811.ecommtools.comИ вам бесплатно расскажут, как за 21 день можно научиться зарабатывать в Интернете.

26 thoughts on “Штурмовик ИЛ-2. Самолёт Победы.

  1. Может по теххарактеристикам и уступали наши самолеты, но победили-то мы!!!!!

    • Самое странное, что наши самолёты превосходили все самолёты мира, но к началу боевых действий их поставить в части не успели. И войну наши лётчики встретили на устаревшей технике. Даже на допотопной техники, умудрялись давать отпор врагу. Вспомним хотя бы наши ночные бомбардировщики. Спасибо лётчикам Великой Отечественной войны. Особенно сегодня в их профессиональный праздник.

  2. Я думаю, как хорошо, что перед войной создали такой самолет — штурмовик ИЛ — 2. Он тоже внес свою большую лепту для победы в этой войне.

    • Да! А если ещё представить в каких условиях он создавался, выпускался, модернизировался. Тогда сразу станет ясно благодаря кому мы ПОБЕДИЛИ.

    • Эту отличную технику создавали наши труженики тыла. Воевали на ней наши солдаты. С нашими людьми не могли сравниться фашистские асы. Немецкая промышленность не смогла ничего противопоставить нашему Ил-2. Хотя над созданием истребителя танков трудилась вся Европа, включая Францию, которая создавала моторы. Они трудились под мирным небом у себя. Наша промышленность и конструкторские бюро, работали под обстрелом, под открытым небом, на станках только, что сгруженных с вагонов.
      Слава нашим воинам и труженикам тыла!

    • Если занимается моделизмом, есть специальные сайты.

  3. Я свами вполне согласна, что то в советское время было и плохо,особенно по выездам за границу. но хорошего было больше и наши специалисты в то время работали не за деньги а по призванию. А сейчас только о деньгах и думают.
    Если бы нам дали возможность выезжать и брать опыт в других странах, у нас был бы взаправдешний коммунизм.

    • Интересную тему вы затронули. Действительно всё познаётся в сравнении. Как то ехал в автобусе и услышал разговор двух пассажиров. Одна из них ехала с поезда из отпуска в Белоруссии. Расказывала, что там ей всё понравилось. Чистота, порядок, забота о простых людях, дороги, поля засеяны, заводы работают и многое другое. На что её сосед констатировал. Посмотришь на Белоруссию и сразу становится ясно, что мы потеряли в 1991году. Время всё расставит на свои места.

  4. Вы затронули очень интересную тему! Вклад в победу этого самолета трудно переоценить!Об истории его создания даже сняли фильм «Особо важное задание» с Евгением Матвеевым в главной роли!Рекомендую посмотреть!

    • Сами исторические факты редко кто искажает. В основном их подтасовывают.

  5. Замечательная статья!
    Прочитал с удовольствием, и горжусь тем что наши люди создавали, создают и будут создавать такую технику как ИЛ-2.
    Умом Россию не понять иноземным завоевателям.
    Похоже, они не знают что это такое — любить свою РОДИНУ!!!

    • Все кто пытался подчинить себе Россию, давал наказ потомкам. Не воевать с Россией. И всё равно есть мечтатель покорить её.

  6. Что касается темы, то мне кажется актуальность будет известна только через некоторое время.

    • Тема какая? Оружие победы, или штурмовик? В любом случае времени прошло достаточно. Итог применения Ил-2 тоже известен. Ни одна страна мира создать такой живучий самолёт не смогла.
      П.С. На вашем сайте не смог оставить комментарий. Тема мне понравилась.

    • Люди это всё. И те кто воевал, и те кто создавал. Подумать только Создать такой самолёт. Высота полёта, где можно сбить чуть ли не из пистолета, а такая живучесть.

  7. Не спорю, Ил-2 была очень хорошая машина для тех целей, что он создавался. А создать универсальный самолет сохранив все качества штурмовика и добавить к нему возможности истребителя весьма проблематично. Поэтому думаю, что Ил-10, а тем более Ил-10М, это было оптимальное решение.

    • Создать универсальную машину, наверное не проблематично, а просто невозможно. Штурмовики и в настоящее время создаются по принципу тех военных самолётов.

    • Этот самолёт Победы, был настоящей легендой. Можно критиковать его за недостатки. Но результат ведь один — лучшего самолёта в то время не было ни в одной армии мира.

  8. По форумам пилоты, лично летавшие на ИЛ-2, не ходят в силу своей старости. А про летающие гробы пишут желторотые юнцы, видевшие этот самолет только на картинке. Факт — вещь упрямая. Без хорошего штурмовика войну просто невозможно выиграть.

    • Читал тоже форумы. Со многими высказываниями не согласен. Недостатки есть в любой технике, не исключение и Ил-2, не зря же он модифицировался вплоть до Ил-10. Летающий гроб? Фашисты хотели создать такой гроб, но не смогли. Работа самолёта на высотах 25 — 50 метров, без прикрытия с воздуха, при подавляющем численном преимуществе авиации фашистов. Изрешечённый самолёт прилетает на аэродром с живым пилотом! Гроб ли это?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *